Повышение акциза на топливо обошлось бюджету страны не менее чем в 100 миллионов евро

Asociatyvi nuotr. Canva nuotr.

В Литве повышение акцизов с начала января этого года привело не только к росту оптовых цен на топливо, но и к повышению розничных цен на автозаправочных станциях. Сектор уже ощущает последствия этого решения.

„Первоначальный эффект от решения правительства о повышении акцизов на топливо действительно вызывает беспокойство. Если посмотреть на результаты за январь, то видно, что продажи дизельного топлива на заправочных станциях упали на 16,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это процентное изменение означает падение продаж на 20 миллионов литров в январе и потенциальную потерю 200 миллионов литров в 2025 году. Эти миллионы литров также означают не менее 200 000 остановок для заправки", - говорит Эмилис Чиченас, президент Литовской ассоциации компаний по торговле нефтепродуктами.

Представитель ассоциации подчеркивает, что эти изменения также негативно влияют на государственный бюджет, поскольку транспортный сектор, на который приходится значительная часть ВВП Литвы, до нового года покупал топливо в Литве, но с нового года стал покупать его в зарубежных странах с более низкими акцизами, например, в Польше и даже в Швеции.

„Если рассматривать топливный рынок Литвы в целом (оптовую и розничную торговлю), то в январе государство собрало на 10 млн евро меньше акцизов, чем за тот же период прошлого года. Разработчики налоговой политики не учли, что перевозчики будут переключаться и пополнять бюджеты не Литвы, а других стран. Однако, несмотря на падение оборота топлива в Литве на 50 миллионов литров только в январе (-26,7 % по сравнению с прошлым годом), дороги Литвы продолжают работать, и загрязнение окружающей среды не исчезло; упали только объемы проданного в Литве топлива, за которое предприятия будут платить акцизы в бюджет Литвы", - говорит Циценас.

.

По словам главы Ассоциации, существует также опасение, что иностранные инвесторы могут потерять интерес к Литве как к привлекательной стране для инвестиций, что усугубит негативный эффект, замедлив развитие бизнеса, снизив занятость и спрос на рабочую силу.

Драйверы обращаются к Польше

Глава ассоциации опасается, что этими налогами дело не ограничится, поскольку акцизы продолжат расти. Из 20 миллионов литров, пропавших в январе, около 6 миллионов евро НДС не было собрано. Это означает, что в течение года бюджет может потерять в общей сложности до 200 миллионов евро", - прогнозирует президент Литовской ассоциации компаний, торгующих нефтепродуктами.

По словам Чиченаса, литовские компании, оказывающие транспортные услуги, покупают и будут покупать топливо в Польше до тех пор, пока разница в ценах остается столь значительной. С начала года даже в Швеции топливо стало дешевле, чем в Литве.

„Заправляясь в нашей стране, перевозчики становятся неконкурентоспособными в Европе. Можно прогнозировать, что акциз станет сдерживающим фактором и для потенциальных инвесторов, которые вместо нашей страны выберут другие страны, например Польшу", - сказал Э. Чиченас.

"Я не знаю, что делать в Литве.

Предложения по введению частичного возврата акцизного сбора

Ассоциация литовских компаний по торговле нефтепродуктами продвигает инициативу по введению механизма частичного возврата акцизного сбора для перевозчиков, чтобы предприятия могли продолжать заправлять свои баки в Литве и вносить значительный вклад в бюджет страны.

В настоящее время в Литве действует механизм частичного возврата акцизного сбора.

„Перевозчики, я думаю, будут заправляться в Литве и вносить свой вклад в бюджет Литвы, если будет введен механизм частичного возврата акциза, что снова сделает Литву конкурентоспособной по сравнению с соседними странами&ldquo ;, - говорит глава ассоциации.

Video