Предлагаемое судно VVM: обеспечит ли смена руководства повышение эффективности?

Audronė Mikalauskienė kol kas dar vadovauja Valstybinei maisto ir veterinarijos tarnybai, nors dar visai neseniai jai buvo pasiūlyta trauktis iš pareigų.

Государственная продовольственно-ветеринарная служба (ГПВС) в эти дни находится в центре внимания после появления сообщения о том, что главе службы Аудроне Микалаускене было предложено уйти в отставку в связи с утратой политического доверия. Однако ни правительство, ни сама глава государства не прояснили ситуацию. Политики, опрошенные „Agrobite.lt“, признают, что это молчание поднимает еще больше вопросов о прозрачности и подотчетности МЗВТ.

Дилемма политического доверия

Бывший министр сельского хозяйства Казис Старкявичюс отметил, что проблема в первую очередь на уровне правительства: „Позвонить главе правительства и сказать, что политическое доверие утрачено, ничего не уточняя– это своего рода диктат со стороны бывшего главы правительства. Если лидер должен уйти в отставку, необходимо четко объяснить – почему.

Политик видит положительные изменения в работе VVT, т.е. она стала более ориентированной на фермеров, предоставляющей консультации, а не просто накладывающей запреты. „Я также видел сильные шаги по контролю за экспортом зерна, особенно российского, где поток был сокращен. Это позитивные шаги", - отметил г-н Старкявичюс.

В то же время евродепутат Валюс Жуолас задался вопросом, была ли предложена отставка руководителя в связи с выявленными нарушениями. „Не исключено, что есть нарушения, которые могут привести к более серьезным последствиям. Поэтому допускается добровольная отставка – этот вариант более удобен и для руководителя, и для государства. Но если есть нарушения, они должны быть привлечены к ответственности", - сказал он.

Кястутис Мажейка добавил, что молчание правительства только усиливает неопределенность. Странно, что органы, которые должны проверять информацию, не выполняют свою работу. Похоже, такая практика становится нормой“, – задался вопросом председатель Комитета по сельским делам.  

Адекватно ли МЗБС информирует общественность?

Об информировании населения о небезопасных продуктах питания, внезапном отказе Минздрава назвать точное количество и других нюансах было много сказано. Однако не все политики увидели в этом проблему.

К. "Я не вижу, чтобы от общественности что-то скрывали. Если продукты не соответствуют требованиям, их обязательно изымают&ldquo ;.

В. Дуб отметил, что реорганизация VVM, в результате которой сократилось количество подразделений, также уменьшила возможности контроля. „Чем меньше людей занимаются проверкой, тем больше будет ошибок. Именно это мы и наблюдаем", - сказал он.

К. Мажейка также напомнил, что информационный процесс регулируется и координируется с другими учреждениями. Несправедливо обвинять только VVM. Правила информирования существуют уже давно, но никаких изменений не предлагалось. Именно поэтому сети супермаркетов зачастую сами проявляют большую инициативу в информировании потребителей", - подчеркнул евродепутат.

Двойные стандарты – угроза доверию

.

Также неоднократно поднимался вопрос о возможных "двойных стандартах" для крупного и малого бизнеса. К. Старкявичюс с осторожностью отнесся к подобным разговорам: „У меня нет фактов, поэтому я не могу комментировать. Я не могу это комментировать, но я не могу это комментировать.

В то же время В. Дуб убежден, что разговоры о „двойных стандартах“ подрывают доверие ко всей системе. „Это все-таки продукты питания. Люди хотят чувствовать себя в безопасности, и когда новости о зараженных продуктах появляются одна за другой – это очень печально“, - подчеркнул политик.

К. „В крупных компаниях также есть ветеринары, которые частично финансируются государством, то есть они работают и на частный бизнес, и на государство, возможно, это следствие. Малый бизнес, похоже, испытывает большее давление. Несмотря на то, что законодательство одинаково для всех и должно соблюдаться всеми одинаково.

Роль парламента и необходимые изменения

.

Следует ли парламенту обсуждать вопрос подотчетности руководства SHA в осеннюю сессию? К. Старкявичюс предложил сначала дождаться четких ответов от правительства, а затем уже думать об определенных решениях.

В. Жуолас напомнил о функции парламентского контроля и подчеркнул, что если есть проблема, то ее нужно решать как можно скорее, а не затягивать и ждать, когда последствия будут еще хуже.

К. Мажейка также отметил, что роль Сейма в данном случае ограничивается парламентским контролем. „Можно посмотреть, насколько единообразно применяются стандарты, и в случае выявления недостатков предложить изменения на уровне министерства или правительства“, - заявил он.

К. Мажейка также отметил, что в данном случае роль Сейма ограничивается парламентским контролем.

Политики согласны с тем, что укрепление VVT необходимо, но только В. Жуолас увидел необходимость смены руководства в процессе преобразований. Старкявичюс и Мажейка придерживаются умеренных взглядов на этот вопрос.

Video