Конституционная совместимость запрета на разведение пушнины будет оценена КС
Конституционный суд (КС) в следующую среду рассмотрит второй запрос от группы депутатов Сейма о том, соответствует ли положениям Конституции запрет на пушных зверей, который вступит в силу через два года.
В сентябре 2023 года Сейм одобрил законопроект о запрете меховых ферм в Литве – содержание, разведение, продажа или иная передача животных исключительно ради их меха.
Группа парламентариев просит оценить, соответствуют ли эти поправки к закону о защите животных, принятые Сеймом в прошлом году, статьям Конституции о праве на изъятие имущества и справедливую компенсацию за него, праве на свободную хозяйственную деятельность и праве ограничивать эту деятельность только в целях обеспечения благосостояния нации.
В нем предусматривается, что действующие зверофермы должны быть закрыты к 1 января 2027 года, до этого времени действует переходный период, в течение которого предпринимателям может быть выплачена компенсация.
Согласно принятой парламентом процедуре, владельцы звероферм, которые закроются в 2024 году, получат 3 евро за животное, в 2025 году - 2 евро, и 1 евро в 2026 году, когда они уйдут с рынка.
Кроме того, депутаты утверждают, что неясно, на каком основании рассчитываются эти суммы компенсации – меховой бизнес изымается из общественных интересов, и поэтому государство должно учитывать реальную экономическую стоимость мехового бизнеса при назначении компенсации.
„Правовое регулирование компенсации убытков, понесенных в результате прекращения хозяйственной деятельности по содержанию и (или) разведению животных в целях добычи или реализации пушнины, ничем не обосновано, принято без учета представленных расчетов, предложений и заключений, игнорирует реальную стоимость бизнеса, чем нарушает принципы защиты законных ожиданий, справедливости“, – утверждают заявители в КС.
.По их словам, согласно действующему положению, компенсация выплачивается только тем предприятиям, которые полностью погасили полученные льготные кредиты: у некоторых предприятий срок погашения кредитов наступил поздно, поэтому они не смогут претендовать на соответствующую компенсацию, а некоторым вообще не придется погашать такие кредиты.
Поэтому заявители утверждают, что это нарушает принцип конституционного равенства, поскольку в зависимости от того, когда закрывается предприятие, предоставляется разная компенсация, но не все предприятия имеют одинаковые условия для того, чтобы сделать это раньше.
Парламент также предусмотрел, что все предприниматели, занимающиеся разведением пушных зверей, будут иметь право на получение государственного финансирования для управления объектами, которые не могут быть использованы в других целях.
Парламентарии утверждают, что поскольку в бизнесе используется специфическое оборудование (для выращивания пушных зверей, обработки меха и кормов), оно не может быть использовано для других видов экономической деятельности и станет бесполезным.
Впервые группа парламентариев обратилась в ЕСПЧ почти год назад, в середине марта, а в июле суд отклонил апелляцию.
Комиссия сочла, что она не соответствует требованиям: авторы не обосновали должным образом свое утверждение о нарушении законодательной процедуры при разработке поправок к запрету на меховые фермы.
Среди подписантов вышеупомянутого обращения - Викторас Пранцкетис из Либерального движения, который осенью прошлого года зарегистрировал предложение отложить запрет на зверофермы до 2033 года.
Он заявил, что нынешние компенсации для предприятий недостаточны.
Комиссия по этике и процедурам Сейма заявила, что 9 сентября прошлого года тогдашний кандидат в депутаты Сейма Пранцкетис получил пожертвование в размере 2 000 евро от Ассоциации литовских охотников и руководителя предприятия "Vilkijos ūkis" (Вилкинская ферма), занимающегося торговлей мехом, Чесловаса Таллата-Келпша.
Комиссия по этике и процедурам Сейма заявила, что 9 сентября прошлого года Пранцкетис получил пожертвование в размере 2 000 евро от Ассоциации литовских охотников и руководителя предприятия "Vilkijos ūkis" (Вилкинская ферма), которое занимается торговлей мехом.
Наблюдатели за этикой не нашли конфликта интересов в том, что парламентарий получил поддержку при разработке законопроекта в пользу пушных фермеров.
<Тем не менее, они пришли к выводу, что г-н Пранкиетис может иметь смешанные общественные и частные интересы, и рекомендовали ему не принимать участия в дальнейшем обсуждении этих поправок, а также не разрабатывать другие законы, благоприятные для индустрии разведения пушных зверей.В настоящее время в 19 европейских странах запрещены меховые фермы. Это уже сделали две балтийские страны, а также Австрия, Франция, Ирландия, Великобритания, Нидерланды и другие.
Запрет на меховые фермы был принят в Сейме в последние годы при активном участии экологических и общественных организаций, таких как "Туштинские клетки".
