Двузначное падение продаж дизельного топлива в приграничном регионе Польши
В муниципалитетах, расположенных вдоль границы с Польшей, в этом году наблюдается значительное снижение продаж дизельного топлива из-за повышения акцизов на него. Все больше водителей, от перевозчиков до местных жителей, предпочитают заправляться в Польше, где они также покупают другие товары. Представители топливного сектора предупреждают, что если в следующем году акцизы продолжат расти, "топливный туризм" в приграничных муниципалитетах еще больше усилится.
По данным Государственной налоговой инспекции, в январе-октябре этого года количество акцизов увеличилось с 1,5 до 1,5 %. В Литве в январе-январе было продано 1,58 млрд литров дизельного топлива, что на 13,2 % меньше, чем за тот же период. Для сравнения, в начале года Министерство финансов прогнозировало падение рынка дизельного топлива всего на 6 %.
В течение этого периода продажи дизельного топлива снизились во многих муниципалитетах Литвы, но наибольшее падение произошло в тех, которые находятся вблизи польской границы и имеют наибольшие потоки грузоперевозок.
Рекордное падение в Кальварии
В муниципалитете Калвария наблюдается наибольшее падение продаж дизельного топлива: в январе-октябре этого года оно было продано на 73,4% меньше, чем за тот же период прошлого года. Особенно большой спад зафиксирован в муниципалитете Шакяйского района - 51,4 %, в Мариямпольском районе продажи дизельного топлива упали на 27,8 %, а в Приенайском районе - на 27,8 %. – 16%, в Алитусе – 13,6%.
„Мы видим очень четкую тенденцию – в муниципалитетах, расположенных ближе к Польше, падение продаж дизельного топлива особенно выражено. Международные грузовики почти не заезжают на местные АЗС, а население все чаще ездит в Польшу, чтобы купить не только топливо, но и продукты питания и другие предметы первой необходимости. В результате страдает экономика нашего региона, а предприятия соседней Польши получают выгоду", - говорит Кристина Чередниченкайте, президент Литовской ассоциации инновационной энергетики и торговли (LIEPA).
По прогнозам LIEPA, автозаправочные станции в приграничном с Польшей регионе, испытывающем наибольшие трудности, в этом году будут вынуждены уволить около 100 работников. Расходы на выплату заработной платы в связи с увольнениями оцениваются в 3 млн евро. <Значительное падение продаж топлива наиболее остро ощущается небольшими сетями автозаправочных станций, которые с трудом справляются с выпадающими доходами. В этой критической ситуации большинство приграничных автозаправочных станций пытаются оптимизировать свою деятельность. Увольнение сотрудников - это крайняя мера, поэтому ищутся другие, менее болезненные способы сокращения потерь, например, сокращение рабочего дня и отказ от ночных смен", - говорит К. Чередниченкайте.Разница в ценах – не только с поляками, но и с латышами
.В 2026 году правительство предложило повысить акциз на дизельное топливо на 6,5 % - с 519,6 до 553,6 евро за 1 000 литров, в результате чего литр дизельного топлива на насосе подорожает на 4 цента.
В 2026 году правительство предложило повысить акциз на дизельное топливо на 6,5 % - с 519,6 до 553,6 евро за 1 000 литров.
Польша не будет снова повышать акциз на дизельное топливо в следующем году, а это значит, что разница в цене дизельного топлива на насосах соседних стран увеличится до 14 центов за литр. Увеличение разницы в ценах заставит еще больше жителей приграничных районов делать покупки в Польше.
Для решения этой проблемы литовские деловые круги предложили установить ставку акциза на дизельное топливо, близкую к польской, и таким образом устранить разницу в ценах на дизельное топливо между странами. Такое решение будет стимулировать перевозчиков и жителей заправляться в Литве и позволит избежать дальнейшего роста цен в следующем году.
Кроме того, президент LIEPA отметил, что в 2026 году давление будет исходить не только от Польши, но и от Латвии. В этой стране акциз на дизельное топливо вырастет на 6 %, но из-за нюансов других законодательных актов, вступающих в силу, дизельное топливо в Латвии к апрелю будет примерно на 6 цт/л дешевле, чем в Литве.
В апреле этого года в Литве будет действовать новая система акцизов.
„Такой диспаритет цен, несомненно, приведет к увеличению потока литовских водителей на латвийские АЗС, что будет означать дополнительные экономические потери для Литвы – снижение оборота АЗС, уменьшение сбора налогов и еще одно конкурентное давление на предприятия в приграничных регионах“, - отметила К. Чередниченкайте.