Смогут ли тракторы AUGA M1 выбраться из пропитанной обещаниями почвы с помощью кредитов?

AUGA M1 traktorius. AUGA group nuotr.

Много света, помпы и рекламы. Три года планов по массовому производству тракторов и, наконец, попадание в ловушку групп по интересам. История вокруг гибридного трактора „AUGA group“ „AUGA M1“ больше похожа на бутафорию, а стремление получить 60 миллионов евро на развитие тракторного проекта через ILTE (бывшая „Invega“) вызывает серьезные сомнения у Литовской ассоциации сельскохозяйственной техники.

Безнадежный и нежизнеспособный проект?

Информация о том, что AB „AUGA group“ через свою дочернюю компанию „AUGA tech“ просит у ILTE (бывшая „Invega“) кредит в размере 60 млн евро для инвестиций в развитие производства работающего на биометане и электричестве трактора „Auga M1“, появилась около двух недель назад.

На эту новость отреагировала Литовская ассоциация сельскохозяйственной техники (LMAA), объединяющая дистрибьюторов мировых производителей тракторов „John Deere“, „Claas“, „Case IH“, „Massey Ferguson“, „Valtra“ и других.

„Как профессионалы в своей области, представляющие крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники, мы видели безнадежность и нежизнеспособность проекта еще с момента выпуска трактора „Auga M1“ несколько лет назад. „AUGA“ представляет этот трактор литовской аудитории как инновацию и заявляет, что это изобретение „AUGA“. Это совершенно не соответствует действительности", - заявляет LFA.

По мнению ассоциации, трактор „AUGA M1“ не является творением „AUGA“, а представляет собой базовую переработку трактора „CLAAS Xerion“, оснащенного газовой системой.

„Экономическую логику такого проекта можно рассматривать только с улыбкой, ведь трактор „AUGA M1“ будет самым дорогим трактором на рынке“, – подчеркивает LŽŪTA.

Основательные сомнения

Ассоциация считает, что все крупные производители, обладающие огромными ресурсами конструкторов и ученых, моделируют будущие топливные перспективы, в то время как „AUGA M1“ технологически и концептуально очень отстала. По крайней мере, именно такое впечатление складывается у LFA.

Ассоциация считает, что „лица, принимающие решения, не настолько хорошо знакомы с рынком, чтобы принимать решения о выделении 60 миллионов евро на нежизнеспособный проект без проведения исследования рынка или хотя бы его оценки.

„Сумма, запрашиваемая для инвестиций, не имеет никакой юридической силы в условиях конкуренции, поскольку мировые производители уже вложили миллиарды и очень далеко заглядывают в будущее, – добавляет LFA. – Учитывая текущее финансовое положение „АУГА“, возникают обоснованные сомнения в том, есть ли у компании возможность продолжать инвестировать, способна ли она реализовать проект и какова будет его выгода, поскольку никаких перспектив не просматривается“.

Подтвердил, что высоко оценивает проект

.

Виктория Воронцова, представитель ILTE (бывшая „Инвега“), подтвердила „Агробитею“, что этот орган оценки финансовых проектов в настоящее время рассматривает заявку „AUGA tech“, но решение по ней пока не принято.

„На данном этапе решение по кредитной заявке, поданной компанией „AUGA tech" в рамках финансового инструмента „Миллиард для бизнеса", не принято. Заявка находится на стадии оценки", - сказала г-жа Воронцова.

<Она добавила, что по каждой заявке мы очень детально оцениваем кредитный риск „на предмет того, является ли проект экономически целесообразным, финансово жизнеспособным и не нанесет ли он значительного ущерба окружающей среде“.

„Компании, претендующие на финансирование, должны уделять достаточное внимание разработке обоснованного бизнес-плана, демонстрирующего целесообразность, доходность и знание рынка финансируемого проекта“, – подчеркнула представитель ILTE.

В. Воронцова подчеркнула, что жизнеспособность проекта - не единственное, что учитывается при оценке заявки. В то же время мы смотрим на финансовые показатели самой компании или группы компаний, принимая во внимание аудированную финансовую отчетность, представленную вместе с заявкой", - отметила г-жа Воронцова.

"Мы рассматриваем финансовые показатели компании или группы компаний.

Убытки – рекорд за последние 7 лет

.

„Агробита“ проанализировала общедоступные данные о том, с какими проблемами сталкивается „группа АУГА“ в настоящее время.

Интересно, что акции „AUGA group“ за последние 5 лет обесценились более чем на 65%, а с начала торгов на „Nasdaq Baltic“ акции потеряли более 90% своей стоимости.

Associated photo (19)

К примеру, председатель правления ассоциации инвесторов Витаутас Плунгснис заявил СМИ, что сегодня „AUGA group“ не имеет достаточно средств для покрытия своих долгов – ее обязательства перед кредиторами нарушены.

Ассоциированное фото (21)

По данным Rekvizitai.lt, в течение последних 3 лет "AUGA group" работает в убыток.

По данным Rekvizitai.lt, в течение последних 3 лет "AUGA group" работает в убыток.

В 2021 году компания получила убыток в размере 15,33 млн евро. В 2022 году убыток составил еще 2,72 млн евро, а в 2023 году убыток стал самым большим за последние 7 лет, достигнув 17,96 млн евро. Уже одно это оправдывает возникновение вопросов, которые, по понятным причинам, не могут быть добрыми к „группе АУГА“.

Associated photo (22)

На вопрос, действительно ли группе грозит техническое банкротство, руководитель „AUGA group“ Кястутис Юсчюс не ответил „Агробитею“. 

.

Интересно, что сама группа „AUGA“ обещала, что гибридный трактор будет запущен в серийное производство в 2022 году, когда представила концепцию прототипа трактора „AUGA M1“ еще в 2021 году.

.

Позднее обещания были перенесены на 2023 г. В начале этого года „AUGA group“ объявила, что серийное производство трактора начнется в 2024 году. Другими словами, складывается впечатление, что именно обещания, а не конкретные действия, придали импульс „массовому производству“.

Нет новостей

Литовская ассоциация сельскохозяйственного машиностроения подчеркивает, что тракторы, работающие на биометане, не являются новинкой на мировом рынке.

„Производитель тракторов „Valtra“ (Финляндия) разработал прототип еще в 2014 году. В настоящее время проект заморожен как нежизнеспособный по нескольким причинам – высокий риск взрыва при работе со сжатым газом, рынок не проявляет интереса и веры в эту технологию, – сообщает LFTA. – „New Holland“ несколько лет назад представила серию тракторов, работающих на биометане, один из которых уже работает на литовских полях“.

Но „New Holland“ инвестирует значительные средства в производство и технологии тракторов на биометане. По словам представителей ассоциации, „New Holland“ верит в это направление в малых и средних тракторах. Однако она является серийным производителем, и чтобы стать таковым, требуются инвестиции в сотни миллионов или миллиарды долларов.

Другие производители смотрят в будущее с другими технологиями – „John Deere“ фокусируется на концепции электрических тракторов, а „Massey Ferguson“ и AGCO Group инвестируют в разработку тракторов, работающих на водороде.

Правда ли то, что говорит LFA?

„Agrobite“ изучил, насколько далеко продвинулась компания „New Holland“.

В марте этого года Business Insider" сообщил, что, ориентируясь на опыт „Новой Голландии“, новозеландская молочная компания „Bennamann“ запустит собственный молочный бизнес в 2020 году. В конце 2020 года Новая Зеландия получила от местных властей грант в размере почти 2 млн евро на реализацию пилотного проекта на нескольких фермах „Bennamann“ по тестированию производства, хранения и продажи биометанового топлива из навозной жижи коров.

Трактор „T7 Methane Power LNG Pre-Production Prototype“ также находился здесь в эксплуатации. Отзывы были весьма положительными, но следует отметить, что компания „Bennamann“ уже более 10 лет занимается исследованиями и разработкой производства только на биометане, которое было запатентовано компанией.

Трактор „T7 Methane Power LNG“ имеет предварительную мощность 270 л.с., что значительно мощнее его предшественника „New Holland T6 Methane Power“ с его 180 л.с.

.

Напомним, что компания „New Holland“ впервые заявила о применении "зеленой" энергии в 2006 году, а в 2013 году представила первый прототип 180-сильного трактора, работающего на метане. Таким образом, компании „New Holland“ потребовалось 11 лет, чтобы увеличить мощность более чем на 66%.

Помимо всего прочего, пока неясно, как трактор нового поколения „New Holland“ будет справляться с почвообрабатывающими орудиями. Компания „New Holland“ добилась наибольшего прогресса в этом направлении, но видение будущего тракторов, работающих на метане, на сегодняшний день остается нереализованным.

Вопросы были скорее предвзятыми, чем давали возможность развеять сомнения

.

„Агробите“ задала „AUGA group“ генеральному директору К. Юсчюсу очень конкретный вопрос: будет ли у группы оборотный капитал для дальнейшего развития проекта, или она снова будет полагаться на кредиты, и не нарушает ли компания свои обязательства перед кредиторами? Есть ли у группы AUGA линии по производству тракторов, или это просто экспериментальная сборочная база, умещающаяся в одном ангаре? И наконец, какие патенты получены „AUGA tech“?

Как правило, крупные производители тракторов, стремящиеся к технологическим, инновационным прорывам в разработке метановых, водородных или электрических тракторов, создают (или приобретают в качестве отдельных компаний) технологические базы для реализации своих амбиций. Чем располагает группа „AUGA“ – зданиями, оборудованием, сотрудниками? К. Юсчиус, руководитель "AUGA group", не стал отвечать на все эти вопросы, увидев в них ловушку для "заинтересованных групп".

„Присланные вами вопросы необъективны и направлены на искусственное продолжение темы, выгодной заинтересованным группам. Мы публично высказались по этой теме и больше не будем комментировать эти вопросы“, – написал К. Юшчюс в своем письме.

"Мы не будем комментировать эти вопросы.

Даже в ответ на повторный запрос г-на Юшчюса о предоставлении публичного комментария "Агробите“ не получила конкретной ссылки.

Так является ли гибридный трактор „AUGA M1“ действительно прорывом? Пока это больше похоже на бутафорию. Тем более что сама группа „AUGA“ неохотно развеивает сомнения, возникшие у фермерского сообщества.

Что известно о тракторе „AUGA M1“

.

Существует несколько пресс-релизов, выпущенных группой „AUGA“ относительно трактора „AUGA M1“.

В сентябре 2021 года компания представила гибридный прототип трактора „AUGA M1“, а в ноябре подписала договор о контрактном производстве с „Rokiškio mašinų Gamylas“. Насколько известно, рокишкенцы поставили „AUGA“ только три единицы продукции.

Позднее было заявлено, что группа инженеров из „AUGA group“ разработала „быстро и легко заменяемый газовый картридж“, который фермер сможет получить с биометановой установки. Ранее в этом году было объявлено, что группа запатентовала в США „уникальную конструкцию рамы„ трактора.

Никаких других технологий или инноваций в разработке двигателя или других компонентов трактора компания „AUGA group“ не заявляла. Поэтому можно предположить, что это все конкретные патенты на компоненты трактора, о которых компания „AUGA group“ сообщила на данный момент.

Заводская версия гибридного трактора „AUGA M1“ включает в себя „Ford“ двигатель внутреннего сгорания, „Claas“ кабину.

Что остается без ответа?

Пока неясно, какое решение примет ILTE по поводу предоставления кредита „AUGA tech“. Компания также отказалась комментировать бизнес-план, который ILTE представила вместе с заявкой. Как бы то ни было, в фермерском сообществе постоянно обсуждается вопрос о том, что в различных формах большая часть поддержки малых и средних ферм исходит от крупных корпораций или контролируемых ими компаний и сельскохозяйственных предприятий.

 „AUGA group“ заявляет, что ей принадлежат 162 дочерних предприятия, в которых работает 1 191 человек. Это составляет в среднем 7,35 сотрудников на одну компанию.

Если вам интересно, вот какие вопросы были направлены „Агробите“ генеральному директору „AUGA group“ К. Юсцису:

.

•„AUGA group“, компания „AUGA tech“ ищет кредит в размере 60 миллионов через ILTE (ранее „Invega“) для развития проекта трактора на биометане. Почему было принято решение обратиться за таким крупным кредитом через финансовый инструмент "Миллиард для бизнеса"? На рынке существуют различные оценки, в том числе „группа АУГА“ решает свои среднесрочные финансовые проблемы с помощью „миллиардов для бизнеса“? Пожалуйста, прокомментируйте.

• Будет ли „AUGA group“, получив кредит через ILTE, иметь оборотные средства для дальнейшего развития проекта, или она снова будет полагаться на кредиты? Пожалуйста, прокомментируйте.

• Тракторы обычно производятся на производственных линиях. Каковы производственные линии трактора „AUGA group“? Или это просто экспериментальная сборочная база, которая помещается в одном ангаре?

• Как правило, крупные производители тракторов, стремящиеся к технологическим, инновационным достижениям в области метановых, водородных или электрических тракторов, создают (или приобретают в качестве отдельных компаний) технологические базы для реализации своих амбиций. Чем располагает группа „AUGA“ – зданиями, оборудованием, сотрудниками?

• Насколько, на ваш взгляд, реалистично техническое банкротство „AUGA group“? Мы не спрашиваем об историческом опыте других компаний. Мы спрашиваем конкретно о финансовом положении „AUGA group“?

Витаутас Плунгснис, председатель правления Ассоциации инвесторов, отмечает, что сегодня „AUGA group“ не имеет средств для покрытия своих долгов – обязательства перед кредиторами нарушены. Правда ли, что эти обязательства перед кредиторами нарушаются? Пожалуйста, прокомментируйте.

• За последние 5 лет акции „AUGA group“ обесценились более чем на 66%. На какой бизнес-план вы опираетесь при разработке трактора „AUGA M1“, когда кажется, что сама компания в данный момент нуждается в помощи?

• Вы сказали СМИ, что „эта технология группы AUGA запатентована на самых важных рынках сельскохозяйственной техники: США, Евразия, Китай, Австралия“. Пожалуйста, уточните про патенты: есть ли у вас патент на всю разработку трактора, на разработку двигателя, или только на определенную часть трактора, часть двигателя или другое уникальное изобретение. Потому что если это, например, патент на полную технологию двигателя, где есть производственная линия для такого двигателя, кто будет покупать этот двигатель, чем он лучше NEF, FPT, AGCO Power, Mercedes-Benz или других двигателей? Как вы убедите фермеров заменить свои дизельные тракторы на продукт, будущее которого совершенно неопределенно? Ведь все это (даже если предположить, что проект AUGA M1 реален) также требует инфраструктуры – топливных станций и т.д. Это инвестиции в сотни миллионов, если не миллиарды, только для создания инфраструктуры, не говоря уже о глобальных рынках, о которых вы говорите.

• Когда вы подавали заявку, вы, вероятно, также представили бизнес-план. Фермерскому сообществу было бы очень интересно узнать его детали. Ведь если проект провалится, это нанесет ущерб всему фермерскому сообществу, когда финансируются отчаянные, нежизнеспособные проекты. Обычно в таких случаях создается негативное общественное мнение о сельском хозяйстве, что оно является зависимым сектором.

Video